ПОИСК ПО САЙТУ

На протяжении многих  десятилетий Издательская служба петрозаводского Дворца творчества детей и юношества ведет непрерывный, содержательный, позитивный диалог Издателя с уважаемыми Авторами – большими и маленькими; оказывает консультативную и дружескую поддержку талантливым детям и взрослым; формирует уникальное собрание печатных изданий, посвящённых жизни и творчеству нескольких поколений людей. А все началось в тридцатые годы прошлого столетия, когда во многих городах Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Томске – стали открываться Дворцы пионеров…

18 мая 1937 года - день открытия Дворца пионеров в городе Петрозаводске.

1947 год можно считать началом становления издательской службы МОУ ДОД «ДТДиЮ» г. Петрозаводска. «История Дворца и издательства в разных формах шла всё время рядом. Постоянно требовались пригласительные билеты, плакаты, буклеты, газетки, листовки, которые сообщали о событиях и мероприятиях, раскрывали содержание работы, сопровождали юбилейные даты Дворца.«Тридцать лет Дворцу» – первый буклет, который запомнился лично мне. Многое для Дворца печаталось в типографиях бесплатно…», - вспоминает Тамара Дмитриевна Ригина, бывший директор Дворца пионеров (с 1964 по 1980 гг.), основатель и руководитель музея им. Ю.В. Андропова (с 1980 по 1990 гг.), Ветеран труда, житель блокадного Ленинграда, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Карелии.

В эти годы в Петрозаводском Дворце пионеров и школьников был создан политико-массовый отдел, который в дальнейшем назывался методическо - массовым. При нём открыли Пионерский кабинет, одной из задач которого было обобщение лучшего опыта работы старших пионервожатых, лучших пионерских отрядов и дружин школ города. В Пионерском кабинете разрабатывали методические материалы в помощь пионерским активам школ. Заведующей Пионерским кабинетом назначена Римма Викторовна Печорина (Чикова).

В январе 1950 года состоялась творческая поездка педагогов Дворца в Ленинградский Дворец пионеров для ознакомления с постановкой работы лучшего в Советском Союзе Дворца пионеров. Эта поездка стала большим событием в жизни педагогов Петрозаводского Дворца. Положительный опыт работы Дворца пионеров г. Ленинграда был обобщён и использован в деятельности Дворца. Творческая командировка помогла педагогам Дворца найти новые формы массовой, учебно-воспитательной, методической работы. Большое внимание уделяется политико-массовому отделу и Пионерскому кабинету (педагог Николаева Т.С., 1951г.), при котором был открыт методический сектор, к работе которого был привлечён весь педагогический состав Дворца и учителя школ города, открыта комната Ленина - Сталина, расширен отдел науки. Во Дворце стали проводиться Олимпиады, смотры-конкурсы, организован лекторий для детей. Началась разработка методических указаний, рекомендаций, издание брошюр.

16 августа 1952 года вышло Положение о Петрозаводском Дворце пионеров. В разделе «Задачи и содержание работы» говорилось об изучении и обобщении лучшего опыта работы пионерских звеньев, отрядов, дружин, как достояния пионерской организации города, республики и результата совместной работы над созданием методических материалов в помощь пионерскому активу с лучшими учителями и вожатыми.

В 1959 году методисты Скачкова Л.В., Смотрич Г.В., Маркелова, Шурупова К.А. обобщили материал по темам: «Парад октябрят», «Праздник букваря». Группой преподавателей Дворца выпущен методический сборник «В помощь школе» №1. В Пионерском кабинете собраны методички: «Ленинский зал», «Парад октябрят», «Работа с пионерским активом», «Сбор на Хлебокомбинате», «Сбор о Чайковском», «Рождение отряда», «Воспитание на революционных традициях, митингах, посвящённых В.И. Ленину» (Смотрич Г.В.). Разработаны материалы, для информационного бюллетеня из опыта работы пионерских дружин, методический лист «Мы слово своё пионерское дали, как у Ленина учиться, трудиться и жить»; методическую разработку «Ленинские праздники в дружинах»; «Праздники октябрят» (из опыта работы школ №10, 11). Подготовлены материалы для малого сборника «Пионерская энциклопедия»; методические разработки «Уроки внеклассного чтения в начальной школе», которые были взяты в методический кабинет Петрозаводского Педучилища №1).

В 1961 году выпущен методический сборник «Наш опыт работы при домоуправлениях» в состав, которого вошли следующие статьи: «Наш опыт работы с детьми при домоуправлениях»  (Шурупова К.А.); «Октябрята – дружные ребята» (Смотрич Г.В.); «Неделя детской книги» (Рождественский В.А.); «Каждой школе – пионерскую игротеку» (Кутузова А.); «Работа шахматно-шашечной секции» (Машаров Ф.Ф.). Издан методический сборник №2 «Дела пионерские», где опубликован доклад директора Дворца пионеров Георгиевского В.А. «Пионерская организация и внешкольные учреждения».

В 1961-62 учебном году обобщены методические материалы по теме «Праздники октябрят»; сдана в печать «Пионерская энциклопедия №1»; собираются материалы для Пионерской энциклопедии Карелии. Изданы: «Пионерская организация за рубежом» (в помощь вожатым и пионерскому активу), «Как работать с пионерами по ознакомлению с жизнью и деятельностью В.И. Ленина по пионерским ступенькам». Выпущены листовки «Старт дан пионерской двухлетке», «Пионер дружит с детьми всех стран». Методические разработки по литературным утренникам: «В гостях у героев Чуковского» (1-2 класс); «Книга – твой лучший друг» (4-5 класс). Сбор - литературная игра «Здесь каждый камень Ленина знает». Обобщены материалы по работе кукольного, изобразительного, судомодельного, конструкторского кружков и кружка художественного слова; сборник №2 «В помощь школе» (материалы педагогических чтений); материал по летней работе «Советы на лето октябрятам и пионерам», «Спутник октябрёнка» (задания на лето); сборник «Игры и песни октябрят»; «Праздник октябрят», «Памятка вожатому звёздочки» (составитель методист Скачкова Л.В.).
Материалы Петрозаводского Дворца пионеров о внешкольной работе публикуются в методических бюллетенях, выпускаемых Институтом усовершенствования учителей КАССР.

В 1969 году в методическо- массовом отделе появилась новая должность – методиста по изданию методической литературы, на которую был назначен Пётр Маркович Блок.  Ригина Т.Д.: «…Случай свёл меня с одним человеком, который был военным пенсионером… Пётр Маркович взялся за издательское дело горячо…».
В библиотеке Дворца творчества детей и юношества хранятся методические пособия, сборники, брошюры, памятки, программы изданные Дворцом пионеров и школьников (Дворцом творчества детей и юношества) с 1970 по 1990гг. Авторы, составители: Никонова А.И. (зав. библиотекой Петрозаводского Дворца), Тимофеева С.Г. (старший библиограф Карельской республиканской детской библиотеки); методисты Дворца Рогова И.Ф., Чевычелова Е.С., Беляева В.П., Дубровская Л.Г., Волкова Р.Г., Чикова Р.В., Богданова Г.П., Пальчикова Т.В., Кордова Н.Б., Минина З.И.

В 80-е годы руководителем издательского центра Дворца пионеров был Терноушко Петр Арсеньевич, ветеран Великой Отечественной войны.

«В феврале 1987 года педагогический коллектив Дворца включился в большую поисковую работу, захотелось от придатка  школы перейти  на самостоятельный, независимый принцип деятельности, определиться в системе образования».  Издательскую деятельность в эти  годы курировали Серба Е.И., Беляев А.Б.

В 1992 году внешкольные учреждения России приобрели новый статус – стали учреждениями дополнительного образования детей. Рождаются новые идеи, образуются новые структурные подразделения, создаются образовательные программы, происходит процесс осмысления нового статуса. Галина Анатольевна Разбивная   приглашает во Дворец учёных Института рефлексивной психологии сотворчества (г. Москва). В атмосфере охватившего творчества возникает необходимость создания такой службы, которая была бы востребована педагогами. «Новые возможности развития Дворца творчества, возникшие из готовности педагогов к экспериментально-инновационной работе по созданию новых образовательных моделей развития ребёнка и детских коллективов в развивающих средах сотворчества, определили необходимость развития информационно- консультативно- аналитической (ИКА) службы Дворца творчества, главной целью которой является создание условий для самоопределения и саморазвития педагогов Дворца творчества».

С 1993 года компьютерно-Издательская служба (КИСа) Дворца творчества получила такое название. Руководителем, идейным вдохновителем издательской деятельности стал Леонид Юрьевич Хорош, своим професисональным творчеством доказавший, что процесс создания печатной продукции - это средство самореализации и самореабилитации педагога и ребенка, этап личностного развития ребенка; этап осмысления собственной деятельности, личностного и профессионального совершенствования педагога через авторские публикации. Сотрудники: Хорош Валентина Алексеевна – руководитель программы «Секреты общения», культуролог; Боршуляк Алевтина Александровна – заведующая библиотекой ДТДЮ; Кушкова Татьяна Григорьевна – методист ДТДиЮ, педагог дополнительного образования; Роман Котюров – инженер ЭВТ.

В декабре 1993 года выпущен первый информационно-методический вестник «Диалог №0», в котором опубликована статья Г.А. Разбивной «Размышления директора…» .

1994 год для педагогов Дворца творчества детей и юношества можно охарактеризовать как событийный: появляются авторские программы, началась аттестация педагогов дополнительного образования, идет волна обобщения педагогического опыта, педагогика сотворчества из области теоретического осмысления вошла в область практического проживания. Деятельность информационно - консультативно- аналитической  службы (ИКАс) для педагогов Дворца – это осмысление знакомых понятий «сотрудничество», «сотворчество», «соавторство», «результат», «рефлексия», «взаимообогащение», «взаимодействие», «общение», «диалог», «диалоговое общение», «партнерские отношения». Это практика использования диалоговой культуры. Это возможность проанализировать  собственную педагогическую деятельность, познакомиться с издательскими проектами коллег и детей Дворца. ИКАс создавала  благоприятную среду для развития, основанную на самостоятельности (автономности и независимости) позиции каждого партнера, положительном настрое на сотворчество, уважительном отношении друг к другу, способности к аналитической и рефлексивной деятельности. Идеи, заложенные в Положении об Информационно- консультативно-аналитической службе ДТДиЮ (ИКАс), в дальнейшем нашли свое подтверждение в работе методической, психологической, издательской службах.


В 1995 году методическая, психологическая и издательская (Компьютерно- издательская служба – КИСа) службы вошли в состав Открытого университета культуры и сотворчества. Основное направление КИС - работа по выпуску во Дворце творчества детей и юношества печатной продукции: публикаций педагогов Дворца и детей, занимающихся во Дворце творчества для внутреннего, внешнего, «комбинированного» пользования тиражами от 25 до 50 (100) экз., в зависимости от актуальности предложенных материалов, а также финансовых возможностей. В брошюрах, вестниках «Диалог» представлен как  новейший этап  творческих поисков и находок во ДТДиЮ, так и страницы истории Дворца. Леонид Юрьевич Хорош – организатор и вдохновитель издательской деятельности – помогает преодолеть страх перед печатным словом, предоставляет возможность авторам реализовать себя, увидеть свое творчество в печатном издании.


В 90-е годы были изданы методические вестники «Диалог» (46 выпусков) с приложениями «Диалог-семья», «Диалог-эксперимент», «Диалог с юбиляром», «Диалоги»  с коллективами Дворца, а также брошюры, программы, творческие отчёты, методические разработки и поэтические сборники педагогов Дворца (44 наименования).
С 1997 года началась работа по выпуску Путеводителя по Дворцу. «Без пути ходить попусту…» №№1–4.  С 2000 года начинается многолетний издательский проект «Диалог с историей Дворца» главным автором-составителем которого является историограф Дворца Вишневская Светлана Александровна. Издано восемь выпусков «Диалога», в которых описана история становления Дворца.


Леонид Юрьевич Хорош особое значение придавал детскому творчеству. Издавая литературно-художественные альманахи детей и для детей, он доказал, что процесс создания печатной продукции является средством самореализации, самосовершенствования, самореабилитации, этапом личностного развития ребенка. Произведения юных авторов и их старших товарищей публиковались в альманахах: «НАТА» (№1-12, 1996–1999гг.) и газета-приложение к альманаху «НАТА» (№1-2,1999-2000гг.); «Я и МЫ» (1999 – 2000гг.); «Ступенька» (№1-20, 2000–2004 гг.) и газета-приложение к альманаху «Ступенька» «Встреча с...»; «Кукарямба» – газета летнего лагеря (июнь 2001 г.). Авторские издания.


С 2005 года организатором издательского процесса во Дворце творчества является Екатерина Сергеевна Арапова, в 2003 году пришедшая в Издательскую службу в качестве наборщика. cотрудничает с методической службой и библиотекой Дворца, взаимодействует с авторами, поддерживая их стремление наиболее интересно, полно и качественно выражать себя через издательские проекты. Совместно с педагогами, администрацией, обучающимися, коллективами Дворца продолжает знакомить с жизнью и творчеством детей и педагогов, с образовательной деятельностью Дворца и организацией работы в системе общего и дополнительного образования.
Обновляется и пополняется ежегодный «Путеводитель по Дворцу», в августе 2010 года вышел девятый выпуск «Путеводителя». Ведется работа над «Летописью Дворца» с историографом Вишневской С.А. Продолжается поиск материалов для издательского проекта «Воспоминания кружковцев о Дворце». Реализуются авторские и методические издания. Библиографические данные изданий Дворца творчества ежегодно публикуются в информационно- статистическом бюллетене Национальной библиотеки Республики Карелия «Печать Карелии».
Издательская служба ведет поиск актуальных способов презентации своей деятельности, таких, например, как: неформальные встречи с авторами и читателями, творческие презентации новых издательских проектов, участие в ежегодной республиканской выставке Национальной библиотеки РК «Книга года», работа в интернет- сообществах. На сайте Дворца www.dtdu.ru раздел «Проекты – Издательская служба» пополняется новостями об Издательской деятельности ДТДиЮ.


В августе 2009 года Дворец переживает очередную реструктуризацию, в результате которой появляется новое структурное подразделение - отдел информационно-издательский центр. В состав центра входит издательская служба, детский образцовый коллектив республики Карелия республиканская газета детей и подростков «Моя газета +», фотостудия «Взгляд», студия «Юные видеооператоры», дискуссионный клуб, киноклуб, компьютерный центр, администратор сайта и пресс-секретарь ДТДиЮ, инженер ЭВТ, историограф Дворца Вишневская С.А. Реализуются образовательные программы для детей и подростков, создаются условия для предпрофессиональной подготовки обучающихся в сфере журналистики, фото, видеооператорского дела.
Информационно-издательский центр организует единое медиа- пространство Дворца, обеспечивает регулярный выпуск периодических, авторских, методических изданий, фото-, видеосюжетов. Обобщает, систематизирует, оформляет, распространяет в городе, регионе, стране и за рубежом опыт педагогов дополнительного образования ДТДиЮ через реализацию различных проектов. Ежемесячно выпускается  республиканская газета детей и подростков «Моя газета +», участник, лауреат, победитель республиканских, всероссийских, международных конкурсов юных журналистов и детских изданий. Весной 2011 года коллектив отмечает пятнадцатилетие.
Во Дворце работают постоянные экспозиции фотографий обучающихся студии «Взгляд». Творчество ребят можно увидеть и в пополняющейся коллекции виртуальной фотовыставки на сайте ДТДиЮ. «Один день из жизни Дворца» – совместный творческий проект администратора сайта ДТДиЮ и юных фотографов студии «Взгляд» – рассказывает о закулисье, обычной жизни обитателей Дворца творчества детей и юношества. Участие в малых Дельфийских играх Республики Карелия «Мы помним...» (5-6 марта 2010г.) принесло команде журналистов «Моей газеты» и «Юных видеооператоров» Дворца первое место в номинации «тележурналистика».


Сетевые ресурсы, современные технические возможности открывают новые перспективы в информационно-издательском направлении, а знание истории и традиций даёт возможность осмыслить пройденное, ценностно относиться к творчеству каждого человека, и ребёнка, и взрослого, помогает двигаться вперёд.

С.А. Вишневская, Е.С. Арапова, Т.Г. Кушкова, Н.Б. Кордова.